В журнале «Педиатрия» № 1 (2024) опубликована статья «Исследование акустического паттерна дыхания у детей с бронхиальной астмой с использованием регистратора респираторных звуков».
Цель исследования: провести сравнительный анализ показателей компьютерной бронхофонографии у детей с астмой и у детей в контрольной группе без респираторной
патологии с использованием РРЗ.
Дизайн: проспективное открытое нерандомизированное клиническое исследование.
Материалы и методы. Оценка функции внешнего дыхания проводилась методом компьютерной бронхофонографии с использованием РРЗ. Обследованы
215 практически здоровых детей от 1 до 18 лет, которые составили контрольную группу. Основную группу обследованных составили дети со среднетяжелой
(n=80) и тяжелой бронхиальной астмой – БА (n=40), из них в обострении обследованы 54 пациента.
Результаты. У всех пациентов с обострением БА основной группы с обострением акустический компонент работы дыхания оказался достоверно выше, чем
в контрольной группе. Отличия выявлены в низкочастотном P1, среднечастотном P2 и высокочастотном диапазоне P3 (p<0,05). При сравнении акустического
компонента работы дыхания у пациентов с обострением и ремиссией БА выявлена статистически достоверная разница во всех частотных диапазонах (p<0,005).
При анализе продолжительности вдоха и выдоха у здоровых детей разного возраста не выявлено статистически достоверной разницы. У пациентов с БА в обострении вдох и выдох оказались достоверно длиннее, чем у здорового ребенка (p<0,005).
Заключение. В нашем исследовании показано, что РРЗ можно эффективно использовать для диагностики нарушений бронхиальной проходимости у детей
разного возраста.
Результаты. Наибольшие трудности исследования вентиляционной функции легких методом спирографии возникают у детей первых 5 лет в связи с необходимостью выполнять дыхательные маневры. Кроме того, нормативные показатели спирометрии используют только для детей 6 лет и старше [13, 14]. В возрастной группе >3 лет провести спирометрию возможно только в единичных случаях в связи с необходимостью сложных согласованных дыхательных маневров.
В работе изучалась возможность использования РРЗ для оценки соотношения фаз вдоха и выдоха в связи с новыми техническими возможностями прибора.
При обследовании детей получены данные акустического компонента работы дыхания на вдохе для низкочастотного
диапазона — 16,1 (9,8; 20,4) миллиПаскаль (мПА), среднечастотного — 5,84 (4,1; 9,4) мПА и высокочастотного — 2,26 (1,3; 2,5) мПА,
на выдохе — 23,9 (16,2; 30,1), 8,35 (5,6; 12,2) и 2,57 (2,0; 3,3) мПА соответственно. При исследовании общего акустического компонента
работы дыхания получены следующие значения: на вдохе P общий — 23,8 (16,5; 32,8) мПА, на выдохе — 35,6 (24,5; 47,6) мПА. Не выявлены статистически значимые половые различия и разница между детьми разного возраста (p > 0,05).
Заключение. РРЗ является одной из развивающихся отечественных технологий в области способов оценки функционального состояния органов дыхания.
В нашем исследовании показано, что РРЗ можно эффективно использовать для диагностики БО у детей разного возраста. Полученные результаты достоверно демонстрируют, что показали АКРД на вдохе и на выдохе при БА могут служить в качестве объективных критериев наличия БО при БА. Исследование данных показателей АКРД может использоваться для контроля течения заболевания как в амбулаторных условиях, так и на любом этапе оказания медицинской помощи для оценки выраженности БО, особенно у детей раннего возраста, эффективности проводимой терапии и дальнейшего наблюдения за течением заболевания.
Открыть статью в формате PDF
Читать статью на сайте журнала «Педиатрия»